Уменьшительная риторика
Берегитесь уменьшительно-ласкательных выражений в постановке задачи
Как это там… Соус пикан. Полстакана уксусу, две луковицы… и перчик. Подается к мясным блюдам… Как сейчас помню: к маленьким бифштексам. Вот подлость, подумал я, ведь не просто к бифштексам,
Аркадий и Борис Стругацкие. Понедельник начинается в субботуа к ма-а-аленьким бифштексам. Я вскочил и подбежал к окну. В ночном воздухе отчётливо пахлома-а-аленькими бифштексами.
Если вы имеете дело с заказчиками или начальниками, то наверняка научились распознавать нездоровые сигналы с их стороны. Среди таких сигналов — слова «немножко переделать», «маленькие доработки», «набросать простенькую схемку» и тому подобные. Когда заказчик начинает описывать задачу уменьшительно-ласкательными выражениями — пора обеспокоиться. На самом деле все эти «немножко» обозначают не объём работ, а время, за которое заказчик хотел бы получить результат, и деньги, которые он рассчитывает вам заплатить.
На практике «немножко переделать» часто обозначает «разработать второй Google», а «простенькая схемка» оказывается
Вот характерные слова, которые должны вас насторожить: немного, мало, вкратце, слегка,
Иногда заказчики прибегают к уменьшительным названиям результатов труда: сайтик, текстик, картиночка, программка. Иногда используют «несерьёзные» понятия: вместо сайт говорят страничка, вместо иллюстрация — зарисовка, вместо статья или текст — заметка или записка, вместо программа — скрипт.
Заслуживают внимания и глаголы, которые обозначают уменьшенную, неполную работу: доделать, доработать, подправить, подрисовать, откорректировать.
Как противостоять уменьшительной риторике? Прежде всего — распознавать её в чужой речи и своевременно отфильтровывать. Вы пропадёте, если допустите, что все эти «быстренько» и «простенько» в устах заказчика могут обозначать, что работа действительно будет быстрой и простой.
Детально уточняйте конкретные требования и условия задачи. Какой именно результат нужен? Каким измеримым критериям он должен удовлетворять? Как мы убедимся, что работа выполнена?
Исходя из этой информации, разумно оценивайте сроки и стоимость работы. Внятно доводите свои оценки до заказчика. Ни в коем случае сами не используйте уменьшительного мусора и расплывчатых оборотов. Заказчик говорит сайтик, вы говорите сайт, заказчик говорит зарисовочка или быстренько, вы говорите иллюстрация или две недели. Например: «Уважаемый Заказчик Заказчикович! За сайт
Слова полезны, когда они помогают передать и прояснить смысл. Но когда они искажают смысл, скрывают или уничтожают